Adam Barho (ing666) wrote,
Adam Barho
ing666

Categories:

Может ли усопший человек установить связь с нашим миром?

Хотя тела усопших в большинстве случаев подвергаются разложению и превращаются в почву, их души являются вечными и переходят в «мир душ», который для нас является миром сокровенным и неопознанным. Человек, находящийся в мире текущем, и усопший, находящийся в мире душ, находятся в двух разных мирах. У усопших людей, находящихся в загробном мире, есть своеобразная форма жизни, в которой они испытывают наслаждения, муки, радости и удовольствия. Однако люди, находящиеся в нашем мире, не могут испытывать того, что переживают обитатели мира душ и чем они живут. Поэтому наши знания об этом загробном мире мы обретаем от достопочтенного Пророка (меиб), обладающего проницательностью в таких вопросах.



Мы узнаем от хадисов Пророка (меиб) о том, что души верующих, встречаются друг с другом в загробном мире. Кроме того, мы узнаем от хадисов, что усопшие могут осведомляться о тех, кто все еще жив, и могут видеть тех, кто навещает их могилы. Они также могут узнавать от кого, из живущих им были отправлены дуа и духовные подарки. Души верующих могут свободно перемещаться в мире душ, потому что они свободны и им дарована свобода. Однако души неверующих, а также верующих грешников, подвергаются мучениям. Когда читается Коран для усопших, то они могут навестить этот дом. Однако этого нельзя сказать о душе каждого усопшего человека.

Встречи усопших душ друг с другом в загробном мире

 

Души, находящиеся в загробном мире, можно отнести к двум разным категориям: те, которые удостоены даров, и те, которые подвергаются мучениям. Согласно разъяснениям Ибнуль-Каййума души, подвергающиеся мукам, не могут встречаться друг с другом. Они подобны заключенным. Однако души тех, которые были награждены дарами божьими, могут свободно встречаться друг с другом и навещать друг друга. Они обсуждают события, произошедшие в нашем материальном мире, или которым предстоит произойти. Каждая душа будет вместе с душами тех, которые соответствуют ее уровню по совершенным при жизни деяниям. А душа достопочтенного Пророка (меиб) будет находиться на уровне «Рафикуль-Аъла» (самая высокая степень).

В Суре Ниса (Женщины) сообщается: «А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с пророками, праведниками, погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные это соратники.» (1). Упоминаемое здесь совместное пребывание охватывает мир текущий, загробный, а также мир вечный. Во всех этих трех мирах человек будет пребывать вместе с теми, которых он почитает. (2)

В этом священном аяте сообщается о том, что души встретятся друг с другом в мире загробном. В связи с ниспосланием этого аята сообщается о следующем событии: один из сподвижников Пророка (меиб) размышляя о том, что в загробном мире степень Пророка (меиб) будет недосягаемо высока от его собственной степени, и, соответственно, он не сможет с ним видеться, очень опечалился и начал плакать. Когда достопочтенный Пророк (меиб) спросил его о причине его печали, сподвижник ответил: «В текущей жизни мы никак не можем перенести разлуку с тобой о Посланник Аллаха. А после нашей смерти твоя степень будет многократно высока, чем наша, и, соответственно, мы не сможем более видеться с тобой. Как же я могу перенести такую разлуку?». Вышеприведенный аят был ниспослан именно в связи с этим событием (3), и сообщил, что те, кто любят Аллаха и его Посланника, будут пребывать вместе с Пророком и в загробном и в вечном мирах, также как и в мире текущем. 

Всевышний Аллах сообщает нам в суре Аль-Имран (т.е. Семейство Имрана), что мученики убитые [в сражении] во имя Аллаха, являются живы и получают удел от Господа своего, и что они сообщают, что нет причин для страха и печали у тех, которые еще не присоединились к ним. (4) Как мы видим, и этот священный аят указывает на то, что души в загробном мире встречаются друг с другом и разговаривают. Упоминаемое в аяте слово «ястабширун», может переводиться двояко: переводиться как «они хотят сообщить эту радостную новость» или как «они радуются и поздравляют друг друга» (5). Если они могут сообщать друг другу радостную новость, значит, они могут встречаться и разговаривать друг с другом.  

Как передал нам Абу Хурайра, Пророк (меиб) сообщил: «Несомненно, то, что обитатели рая там (в раю) будут навещать друг друга» (6). Также сообщается, что души верующих, будут пребывать уже в загробном мире в раю. Согласно этому преданию, в хадисе возможно под обитателями рая подразумеваются обитатели загробного мира. Такая вероятность подкрепляется другим хадисом, переданным дочерью Абу Талиба Умму Хани (40/660): «Однажды Умму Хани спрашивает у Пророка (меиб) следующее: «После смерти сможем ли мы встречаться друг с другом и навещать друг друга?» На это Пророк (меиб) ответил: «Душа станет птицей вкушающей плоды рая. Когда наступит Судный день, каждая душа вернется в свое тело». (7) Как мы понимаем из этого предания, души верующих могут встречаться друг с другом в раю.

Согласно другому преданию, переданному Ибн Абиди-Дуня, однажды у достопочтенного Пророка (меиб) спросили: «Могут ли усопшие познавать друг друга?». В ответ на это Пророк (меиб) ответил: «Могу поклясться Всевышним Аллахом, которому подвластен мой нафс, что, конечно же, они познают друг друга так же, как и птицы, сидящие на верхушках деревьев узнают друг друга». (8) Данный вопрос был задан матерью Бишр бин Беръа бин Маърура, которая, услышав ответ, сразу де поспешила отправиться к умирающему человеку из племени Бани Салама, и через него отправила салям своему сыну Бишру. (9) В другом предании об этом же хадисе сообщается, что только «хорошие души» смогут подобно птицам встречаться и общаться друг с другом. Когда один из сахабов по имени Билал бин Ребах (20/641) пребывал в предсмертном состоянии, его супруга начала  плакать. Сам же Билал сказал: «Это такая радость и награда, что я смогу увидится с любимыми мне людьми и Пророком Мухаммадом». (10). Как мы видим, здесь Билал сообщает нам о том, что в загробном мире он повторно присоединится к Пророку (меиб) и его сподвижникам. (11). Именно поэтому он говорит своей жене, что ей не нужно печалиться, а наоборот радоваться по этому поводу.

От Бейхаки мы можем узнать о хадисе, переданном Ибн Аббасом, в котором сообщается, что душа верующего приобретает право присоединиться к душам других верующих, если она сможет успешно пройти через процедуру вопросов, задаваемых ангелами в могиле. (12) А еще в другом хадисе, сообщаемым в книге Бейхаки по имени «Шуабуль-Иман», ссылаясь на Али бин Талиба, излагается следующее: «Были в свое время два друга верующих и два друга неверующих. Однажды умер один из верующих друзей. Когда он узнал, что он попадет в рай, он сразу же вспомнил про своего друга и сказал: «О Аллах, мой друг всегда наставлял мне повиноваться наказам Твоим и Твоего Посланника, наставлял меня на правильный путь, и отговаривал меня от плохих поступков...». И он сделал для него дуа, чтобы его друг не отошел от правильного пути, и чтобы его товарищ тоже удостоился таких же благ после своей смерти. Когда его товарищ умирает, их души встречаются и поздравляют друг друга с тем, что каждый из них был верным другом, братом и товарищем.

Когда умирает один из друзей безбожников, то он узнает, что ему предстоит попасть в ад. Тогда он вспомнил о своем друге и сказал: «О Аллах, мой друг всегда наставлял мне неповиноваться наказам Твоим и Твоего Посланника, наставлял меня на неправильный путь, и отговаривал меня от хороших поступков. О Аллах, пусть он тоже не сможет вступить на истинный путь, и пусть его настигнут такие же мучения, как и меня, и пусть он подвергнется таким же наказаниям, как и я» Когда его товарищ умирает, их души встречаются и осуждают друг друга за то, что каждый из них был плохим другом, братом и товарищем» (13) И из этого хадиса мы узнаем, что души усопших, встречаются в загробном мире друг с другом.

В книгах Суюти и Бейхаки содержится хадис, переданный со стороны Абу Катъаде и Джабира, касательно того, что саван усопшего должен выглядеть красиво. Частью этого хадиса является следующее сообщение: «Несомненно, то, что они навещают в гробу друг друга». (14) После того как Бейхаки в своем произведении «Шуабуль-Иман» сообщил об этом хадисе от Абу Катъаде (54/673), он указал на сходство хадиса с аятами 169-170 в Суре Аль-Имран (Семейство Имрана), которые сообщают о том, что шахиды живы и получают удел от Аллаха. (15)

Когда достопочтенный Пророк (меиб) в ночь Мирадж возвысился на небеса и встретился там с Адамом (мир ему), он увидел тени силуэтов по его обе стороны. Когда Пророк (меиб) спросил его насчет них, то Адам (мир ему) сказал, что это души обитателей рая и ада. (16) Отсюда мы узнаем, что души добрые и злые будут в загробном мире вместе, как об этом сообщил нам Хазрат Али.

Еще один хадис, указывающий на то, что души в загробном мире встречаются друг с другом и разговаривают, сообщает, что после смерти душа человека возносится на небеса, где ее встречают остальные души и расспрашивают об оставшихся позади. В хадисе, переданном со стороны Абу Аййуба аль-Ансари, достопочтенный Пророк (меиб) сообщает: «Когда душа верующего отделяется от тела, ее встречают остальные души, удостоенные милости Аллаха» (17) Подобно тому, как и в нашем мире, встречают человека, принесшего благие новости. При этом ангелы, приведшие душу усопшего человека, говорят: «Оставьте же вы его. Дайте ему возможность немного отдохнуть. Потому, что он испытал большое беспокойство. Когда ее спросят, что стало с тем или иным человеком, оставшимся на земле, она скажет: «Ведь этот человек скончался до меня». На это остальные души скажут «Инна Лиллах ва Инна Илайхи Раджиун (т.е. мы пришли от Аллаха и опять вернемся к Нему). Значит, он попал в вечную обитель Хавию (раскаленная огонь Ада). Воистину это очень плохая обитель и пристанище.» (18)

По этому поводу приводится следующий хадис, переданный со стороны Абдуллах бин Мубарака: «Обитатели загробного мира ожидают новости. Когда усопший человек переходит в тот мир, его начинают расспрашивать о своих знакомых оставшихся в этом мире. Когда усопший говорит о ком-то «Ведь он уже скончался, неужели он не пришел к вам?», остальные души говорят: «Инна Лиллах ва Инна Илайхи Раджиун». Добавляя при этом «Он направился по другому пути, чем мы». (19)

Являющийся Табиином Саид бин аль-Мусаййаб (94/712) передал следующий хадис: «Когда человек умирает, его встречает умерший до него его ребенок, наподобие того, как встречается без вести пропавший путник». (20) Такого рода хадисы и сообщения о том, что усопшие встречаются друг с другом в загробном мире и расспрашивают новичков о новостях, совпадают с остальными хадисами и сообщениями о том, что деяния близких родственников и детей сообщаются в загробном мире их родителям и близким, которые радуются добрым делам и огорчаются плохим поступкам.

Обитатели загробного мира осведомляются о совершенных делах, оставшихся позади них своих близких и друзей, радуясь благим делам, и огорчаясь плохим. (21) Как передал нам Муджахид, в следующем хадисе сообщается: «Человеку в загробном мире преподносятся новости о благих деяниях его ребенка» (22)

Как сообщается в хадисе, переданным Саид бин Джузейром (95/714): «Несомненно, до усопших доходят новости о живых. Нет ни одного усопшего, до которого не доходили бы новости об оставшихся позади него близких. Если пришедшая новость положительна, то он радуется и испытывает облегчение, а если весть плохая, то усопший огорчается» (23) Являющийся сподвижником Абу Дарда (32/652) делал дуа следующим образом: «О Аллах, прошу Тебя уберечь меня от деяний, от которых будет стыдно моим умершим близким» (24) А Абдуллах бин Мубарак сообщил, что являвшийся сподвижником Абу Аййуб аль-Ансари сказал: «Деяния живущих преподносятся усопшим. Если они узнают о чем-то хорошем, то они делятся этой новостью друг с другом; а если узнают о чем-то плохом, то просят Аллаха, чтобы он уберег их от таких деяний.» (25) 

Учитывая вышесказанное о том, что души усопших, расспрашивают новичков о тех, кто все еще жив, можно сказать, что сами души усопших не могут напрямую осведомляться о состоянии живых, кроме тех случаев, когда это дозволено им Аллахом. Поэтому это осведомление сугубо связано с получением новостей через остальных новоприсоединившихся к ним. А то, что они узнают друг от друга новости, указывает на их встречи и общения друг с другом в загробном мире.

Невольно возникает вопрос о том, возможно ли общение между человеком живым и душой усопшего? Какие взаимоотношения могут иметь место между этими двумя? Рассмотрим этот вопрос далее более подробно:

Взаимоотношения живых с обитателями загробного мира

Взаимоотношения живых с душами усопших из загробного мира могут происходить как во сне, так и наяву.

Примером и доказательством тому, что человек может общаться с обитателями загробного мира наяву является общение достопочтенного Пророка (меиб) во время Мирадж (вознесения на небеса) с душами других Пророков, а также хадисы, наставляющие навещение могил.

Всевышний Аллах, в Коране обращаясь к Мухаммаду (меиб) говорит: «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, велели ли Мы поклоняться другим богам кроме Милосердного?» (26) Некоторые исламские ученые интерпретируют этот аят как имеющий отношение только к ночи Мирадж (27). Другие же считают, что Аллах даровал достопочтенному Пророку (меиб) способность общаться с другими ранними пророками всегда, когда он того захочет (28). Ведь обеспечить это не составляет сложности для Всевышнего. Как мы знаем в ночь Мирадж (вознесения на небеса) Пророк (меиб) наяву встретился с другими ранними пророками в Байтуль-Макдисе (т.е. В мечети Акса в Иерусалиме). Также существуют достоверные сообщения о том, что он встретился и общался с некоторыми из них на небесах. (29)

Есть хадис, переданный Хазрат Умаром, в котором Пророк (меиб) сказал, что пророк Моисей (мир ему) еще при своей жизни попросил у Всевышнего Аллаха о встрече с пророком Адамом (мир ему), в результате чего, ему, было, дозволено встретится с ним наяву. (30)

Говоря о простых людях, не являющихся пророками, то были среди них избранные, которым было дозволено встретится с обитателями загробного мира наяву. Есть много сообщений о том, что некоторым, угодным Аллаху рабам, было разрешено встретиться наяву с Пророком (меиб) и остальными уважаемыми особами в Исламе (31)

Говоря о навещении могил усопших можно сказать об использовании в арабском языке особых терминов, согласно которым навещающий именуется как «Заир», а навещаемый именуется как «мазур». Использование именно этих терминов также дает нам понять, что навещаемый может осознавать навещающего. Кроме того, когда Пророк (меиб) наставлял нам правила навещения могил, то он наказал нам о необходимости приветствия усопших салямом. Это тоже указывает нам на присутствие своеобразного взаимоотношения между живыми и обитателями загробного мира. (32)

А то, что живые люди могут видеться во сне с представителями загробного мира, как сообщает Ибнуль-Каййум, является частью пророчества и именуется как праведное сновидение и является своеобразной наукой. (33) Исламский ученый из Эрзурума Ибрахим Хакки сообщает: «Видение во сне усопших либо в хорошем, либо в плохом состоянии является точным познанием их состояния. В основном такие сны снятся, чтобы сообщить о состоянии усопшего или в качестве напоминания для живущего человека» (34). Тем самым такие сновидения считаются праведными сновидениями.

Такого рода встречи с душами усопших в сновидениях, по мнению ученых, могут являться доказательствами только для человека, увидевшего сон, но не для остальных. А то, что мы сообщаем о них здесь, является для указания о возможности таких встреч и общений. 

Встреча живых с обитателями загробного мира в сновидениях может происходить по желанию одной из сторон или же по повелению и дозволению Всевышнего для определенных целей. Например, каждый из нас, несомненно, сильно желает в душе встретиться во сне с достопочтенным Пророком (меиб) или же с любимыми для нас усопшими близкими. Как говорит Ибнуль-Каййум: «Встречи с близкими во сновидениях, при которых они сообщают живущему человеку разные новости наподобие того, что где-то зарыт клад, где-то скрыто то или иное, какой то вопрос разрешится таким-то образом, тогда то ты присоединишься к нам…, и, которые в последствии выходят правильными сообщениями, указывают нам на достоверность такого рода встреч» (35)

Согласно преданию, являющиеся сподвижниками Саъб бин Джессаме и Авф бин Малик (73/692) стали братьями и договорились, что будут осведомляться друг о друге после смерти. Спустя некоторое время умирает Саъб бин Джессаме. В одну из ночей Авф видит во сне его так, что как будто бы Саъб пришел навестить его как наяву, и начинает расспрашивать Саъба о том, как он прошел через процедуру вопросов в гробу. В ответ Саъб говорит, что ему сейчас хорошо и за это выражает благодарность Аллаху. А еще Авф спрашивает у Саъба о маленьком черном пятне на его груди. Тогда Саъб сообщает ему, что он занял в свое время у еврея девять дирхамов, и просит Авфа вернуть еврею его долг, указав на место нахождения своих денег. Кроме того, Саъб сообщает о смерти кошки из своего дома, а также предупреждает о предстоящей скорой кончине своей дочери. Все то, что он сказал, в скором времени подтвердилось. На следующее утро Авф навещает дом Саъба, находит деньги именно там, где он ему указал во сне, и относит долг еврею. Когда Авф спрашивает у еврея о том, занимал ли его друг у него денег, еврей подтверждает долг, называя точную сумму. Тогда Авф, убеждаясь в праведности сказанного ему Саъбом, отдает долг еврею. (36)

Источники:

1- Nisa, 4/69.
2- Îbnu'l-Kayyim, s. 17; Suyûti, Büşra'1-Keîb, v. 147 b; Hasan el-'Idvî, s. 74; Rodosîzâde, Ahval-i Alem-i Berzah, elyazma, İst. Süleymaniye Küt. v. 19 a.
3-İbnu'lKayyim, a.g.e, s. 17; Ibn Kesir, Tefsir, c. I, s. 522; Rodosîzâde, a.g.e. v. 19 b.
4-bkz. Al-u Imran, 3/169-170.
5-Mu'cemu'l-Vasit, c. I, s. 57; Atay Kardeşler. Arapça Türkçe Büyük Lügat, c. I. s. 128; Abnu'l-Kayyim, a.g.e, s. 18.
6- Ab. Hanbel, Müsned. c. II, s. 335.
7- A b. Hanbel. Müsned. c. VI, s. 425; A Siracuddin, a.g.e, s. 106-107.
8- Suyûtî, B. el-Keib, v. 144 b.
9- A. Siracuddin, a.g.e. s. 107; tbnu'l-Kayyim, e.g.e, s. 19.
10- Suyûtî, B. el-Keib, v. 148 b.
11- Abdullah Siracuddin, a.g.e. s. 107.
12- bkz. Suyûtî, Şerhu's-Sudûr. v. 53 a.
13- Suyûtî, Şerhu's-Sudûr, v. 38 b; v. 173 b.
14- Suyûtî, Büşra'1-Keib, v. 147 b; Suyûtî, Şerhu Süneni'n-Nesâî, c. IV, s. 34; Hasan el-'Idvî, a.g.e, s. 73; Abdullah Siracud
15- Suyûti Ş.Sünen'n-Nesâî, c. W, s. 34; H. el-'Idvî, a.g.e, s.73.
16- Miraç hadisi için bkz. Buhârî. Sahih, Salât, l, c. I. s. 91-92; Müslim, Sahih, imân, 74. c. I, s. 148; A. b. Hanbel. Müsned, c. V. s. 143; ibn Kesir, el-Bidâye ve'n-Nihaye, c. I, s. 97, Beyrut, 1977.
17- Hadis-i Şerifin, ibn Hıbbân'ın Sahih'inde Ebu Hureyre'den rivayet edilen şeklinde: "Mü'minlerin ruhlarının yanına getirilir ve ğaib olan birini bulanların sevinci gibi sevinirler." denilmektedir, bkz. Abdullah Siracuddin, a.g.e, s. 106.
18- bkz. Nesâi, Cenâiz, 9, c. IV, s. 8-9; Suyûti, Ş. Sudur, v. 37 a; B. el-Keîb, v. 144 b; İbnu'l-Kayyim, a.g. e, s. 20; Rodosîzâde, a.g.e, v, 26a; A Siracuddin, a.g.e. s. 106.
19- İbnu'l-Kayyim, a.g.e. s. 19: Birgivî, R. FÎ Ah. Etfâlİ'l-Müslimin, s. 85; Birgivî bu konuyu işledikten sonra, vasiyyet etmeden ölenlerin berzahta konuşamayacaklarım ve berzah ehlinin sorularına cevap veremeyeceklerini ilave eder. (bkz. a.g.e, s. 85.)
20- İbnu'l-Kayyim, a.g.e, s. 19; Rodosîzâde, a.g.e. v. 25 a.
21- Rodosîzâde, a.g.e. v. 7 b.
22- Ibnu'l-Kayyim, a.g.e, s. 12.
23- Hasan el-'Idvî, a.g.e, s. 16, Mısır, 1316.
24- Aynı eser, a. yer.
25- Ibnu'l-Kayyim, a.g.e, s. 7; Rodosîzâde, a.g.e, v, 8 b.
26- Zuhruf, 43/45. '
27- bkz. Ibn Kesir, Tefsir, c. IV, s. 129.
28- bkz. Abdullah Siracuddin, a.g.e, s. 109-110.
29- Bu husustaki hadisler için bkz. Buhârî, Sahih, Salât, l, c. I, s. 91-92; Enbiyâ, 5, c. IV, s. 106-107; Müslim.Sahih.lman, 74, c.I,s.l48; Fezâil,42,c.IV,s.l845; Nesâî, Sünen, Kıyâmu'1-Leyl, 15, c. m, s. 215; A-b. Hanbel, Müsned, c. ffl, s. 120, 248; c. V. s. 59,143.
30- Ebu Davud, Sünen, Sünne, 17, c. W, s. 226.
31- bkz. Abdullah Siracuddin, a.g.e, s. 110-113.
32- Ibnu'l-Kayyim, a.g.e, s. 8; Rodosîzâde, a.g.e, v. 8 b; Vücûdî, Muhammed b. Abdulaziz, Ahvâl-i Alem-i Berzah, v. 9 a, elyazma, ist. Süleymaniye.Küt. Halef Ef. Böl. Nr. 237.
33- Ibnu'l-Kayyim, a.g.e, s. 29; Rodosîzade, a.g.e, v. 39 b.
34- Erzurumlu ibrahim Hakkı, Mârifetname, c. I, s. 60.
35- Rodsizade, a.g.e
36- Rodesizade, a.g.e.
Kaynak: Prof. Dr. Süleyman Toprak, Kabir Hayatı, s. 247-258


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment